Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей.
Лев Семенович Выготский. «Психология развития человека»
Один очень
известный поэт утверждал, что самый лучший способ писать стихи – это позволять
вещам становиться туда, куда они хотят. И тогда, несмотря на обилие опилок,
кричалок, вопилок, а также шумелок, пыхтелок и сопелок в голове – у всякого
появляется шанс «сочинить» что-то хорошее.
Эта метафора Винни-Пуха замечательно иллюстрирует всю суть самообразования. Ведь лучший способ решать задачи – это просто позволять кирпичикам своих знаний становится в нужные места, строя мостики от одного решения до другого, от одной до другой победы. Дело остаётся за малым: лишь за тем, чтобы постоянно пополнять запасы этого интеллектуального стройматериала. Дело остаётся за тем, чтобы, выражаясь языком Стивена Кови, ежедневно «точить пилу». Дело остаётся за тем, чтобы заставлять шевелиться опилки в своей голове.
Способность к самообразованию в наш век, в век турбулентности и всё возрастающих скоростей, становится едва ли не критической компетенцией. Почему?
В постиндустриальном обществе главный ресурс – это знание. Современные инновационные компании постоянно стремятся к повышению уровня интеллектуальной составляющей в своих продуктах. А, следовательно, подобные компании в первую очередь будут заинтересованы в сотрудниках, обладающих высокой культурой работы с информацией. В сотрудниках, способных эту информацию аккумулировать и, преломляя её через опыт своей практической деятельности, создавать новые корпоративные знания. То есть способность учиться и навык рефлексии своего образовательного процесса становятся настоящими конкурентными преимуществами конкретного специалиста.
Самообразование – это процесс. Процесс сложный и многоуровневый. И как любой из процессов, этот имеет свою методологию и инструменты реализации. Как следствие, для того, чтобы сформировать свой процесс самообразования либо усовершенствовать уже имеющийся, нужно работать с этими двумя категориями. Нужно сперва определить методы, с помощью которых будет осуществляться деятельность по самообразованию. А затем, уже исходя из этих методов, подбирать инструменты.
Двумя ключевыми понятиями для определения методов подобной деятельности являются личная образовательная траектория и микро-обучение. Выбор именно этих категорий обусловлен тем, что речь идёт о самообразовании взрослого, работающего человека. Как следствие, человека с уже сформировавшимися взглядами и убеждениями, заинтересованного в сугубо практических знаниях для решения задач, непосредственно связанных с его профессиональной деятельностью. Формирование личной образовательной траектории – это создание такой системы, которая позволяет максимально гибко получать необходимые знания в нужное время и непосредственно под решение профессиональных задач. Добиться подобного результата удаётся путём формирования обширной базы знаний, дроблением её на микро-порции и созданием максимально удобных средств доставки этих порций. То есть обучающийся должен иметь обширную информационную базу по интересующим его вопросам и средства, позволяющие в любое удобное время, в любом удобном месте получить доступ к необходимой единице информации.
Всё вышесказанное будет определять критические требования к современным инструментам самообразования. Они должны быть гибкими, мобильными, максимально интерактивными и социализированными.
Главный ресурс, который инвестирует в самообразование человек – это время. В современных условиях ресурс практически бесценный. Поэтому и инструменты самообразования должны быть такими, чтобы позволять в единицу этого самого времени получать максимальный результат.
Ниже приведён перечень из нескольких подобных инструментов, которыми с большим удовольствием пользуется и сам автор.
Массовый открытый онлайн-курс (англ. Massive open online courses, MOOC) — это интернет-курсы с массовым интерактивным участием и открытым доступом. Подобные курсы позволяют изучать абсолютно разные дисциплины, представленные образовательными программами лучших университетов мира. При этом активно взаимодействуя с другими участниками таких курсов по всему миру. Наиболее известные площадки подобных курсов: Coursera, Udacity, EdX. Естественным ограничением при работе с такими курсами является то, что большинство из них представлено на английском языке. Впрочем, многие используют их и для языковой практики в том числе. Существуют MOOC и на русском. К примеру, активно сотрудничает с Coursera Высшая школа экономики. С перечнем курсов можно познакомиться по ссылке.
Также курсы на русском языке можно найти на таких площадках, как Лектроиум, UniverTV, Универсариум.
Блоггинг. Блоггинг – это один из самых эффективных инструментов самообразования, доступных на сегодняшний день. Огромное количество профессионалов в самых разных областях ведут свои блоги. Их блоги – это «новости с передовой»: самая свежая и актуальная информация и опыт. Постоянный мониторинг блогов ведущих специалистов в вашем направлении – это отличная возможность всегда быть в тренде, всегда быть в теме тенденций и инноваций на вашем рынке. Причём полезно как чтение актуальных блогов, так и самостоятельное написание постов по профессиональным темам. Вести свой блог – это отличная возможность структурировать и систематизировать информацию по интересующей проблеме. А социализация блога позволяет получать обратную связь на свои идеи и даёт возможность рассмотреть их под совершенно разными углами.
На данный момент существует огромное количество платформ для блоггинга. Одна из самых удобных – это платформа Blogger от Google. Удобство этой платформы в том, что она позволяет как вести свой блог, так и формировать подписку на другие интересные блоги.
YouTube. YouTube – это ещё одна платформа от Google которую можно использовать в образовании. Большинству она известна в первую очередь как развлекательный ресурс. Однако на данном видеохостинге расположен огромный массив образовательного контента. Поэкспериментируйте, к примеру, с такими поисковыми запросами как «тренинг», «продажи», «лекции» и т.д., и вы обнаружите громадный объём материалов. Разумеется, качество этих материалов будет неоднородное и потребует определённой работы по отсеву «зёрен от плевел». Но, проделав эту работу, вы получите свой постоянно пополняемый информационный ресурс. А встроенные инструменты, позволяющие формировать плей-листы, оформлять подписки, и аналитические инструменты Google, подбирающие материалы с учётом ваших предпочтений, сделают этот ресурс по-настоящему полезным.
Социальные сети. Социализация едва ли не ключевой тренд в современном образовании. По сути, и все предыдущие инструменты в той или иной мере основаны на социализации с помощью средств интернета. Образование в наше время всё больше и больше основывается на принципах коннективизма и заключается в формировании своей собственной образовательной сети из специалистов со схожими интересами.
Социальные сети выступают идеальной площадкой для подобных целей. Причём не только позиционирующие себя как узкопрофессиональные, такие как LinkedIn и Профессионалы.ru, но и более известные, такие как Facebook, например. Во всех этих сетях существует возможность формировать сеть контактов из людей, носителей необходимых знаний. Существует возможность вступать в огромное количество самых разных профессиональных групп и сообществ. Существует возможность как получать, так и транслировать знания, подвергая их постоянному критическому анализу со стороны сообщества. Всё это даёт уникальный шанс анализировать личный практический опыт с помощью ведущих практиков и лидеров рынка.
Эта метафора Винни-Пуха замечательно иллюстрирует всю суть самообразования. Ведь лучший способ решать задачи – это просто позволять кирпичикам своих знаний становится в нужные места, строя мостики от одного решения до другого, от одной до другой победы. Дело остаётся за малым: лишь за тем, чтобы постоянно пополнять запасы этого интеллектуального стройматериала. Дело остаётся за тем, чтобы, выражаясь языком Стивена Кови, ежедневно «точить пилу». Дело остаётся за тем, чтобы заставлять шевелиться опилки в своей голове.
Способность к самообразованию в наш век, в век турбулентности и всё возрастающих скоростей, становится едва ли не критической компетенцией. Почему?
В постиндустриальном обществе главный ресурс – это знание. Современные инновационные компании постоянно стремятся к повышению уровня интеллектуальной составляющей в своих продуктах. А, следовательно, подобные компании в первую очередь будут заинтересованы в сотрудниках, обладающих высокой культурой работы с информацией. В сотрудниках, способных эту информацию аккумулировать и, преломляя её через опыт своей практической деятельности, создавать новые корпоративные знания. То есть способность учиться и навык рефлексии своего образовательного процесса становятся настоящими конкурентными преимуществами конкретного специалиста.
Самообразование – это процесс. Процесс сложный и многоуровневый. И как любой из процессов, этот имеет свою методологию и инструменты реализации. Как следствие, для того, чтобы сформировать свой процесс самообразования либо усовершенствовать уже имеющийся, нужно работать с этими двумя категориями. Нужно сперва определить методы, с помощью которых будет осуществляться деятельность по самообразованию. А затем, уже исходя из этих методов, подбирать инструменты.
Двумя ключевыми понятиями для определения методов подобной деятельности являются личная образовательная траектория и микро-обучение. Выбор именно этих категорий обусловлен тем, что речь идёт о самообразовании взрослого, работающего человека. Как следствие, человека с уже сформировавшимися взглядами и убеждениями, заинтересованного в сугубо практических знаниях для решения задач, непосредственно связанных с его профессиональной деятельностью. Формирование личной образовательной траектории – это создание такой системы, которая позволяет максимально гибко получать необходимые знания в нужное время и непосредственно под решение профессиональных задач. Добиться подобного результата удаётся путём формирования обширной базы знаний, дроблением её на микро-порции и созданием максимально удобных средств доставки этих порций. То есть обучающийся должен иметь обширную информационную базу по интересующим его вопросам и средства, позволяющие в любое удобное время, в любом удобном месте получить доступ к необходимой единице информации.
Всё вышесказанное будет определять критические требования к современным инструментам самообразования. Они должны быть гибкими, мобильными, максимально интерактивными и социализированными.
Главный ресурс, который инвестирует в самообразование человек – это время. В современных условиях ресурс практически бесценный. Поэтому и инструменты самообразования должны быть такими, чтобы позволять в единицу этого самого времени получать максимальный результат.
Ниже приведён перечень из нескольких подобных инструментов, которыми с большим удовольствием пользуется и сам автор.
Массовый открытый онлайн-курс (англ. Massive open online courses, MOOC) — это интернет-курсы с массовым интерактивным участием и открытым доступом. Подобные курсы позволяют изучать абсолютно разные дисциплины, представленные образовательными программами лучших университетов мира. При этом активно взаимодействуя с другими участниками таких курсов по всему миру. Наиболее известные площадки подобных курсов: Coursera, Udacity, EdX. Естественным ограничением при работе с такими курсами является то, что большинство из них представлено на английском языке. Впрочем, многие используют их и для языковой практики в том числе. Существуют MOOC и на русском. К примеру, активно сотрудничает с Coursera Высшая школа экономики. С перечнем курсов можно познакомиться по ссылке.
Также курсы на русском языке можно найти на таких площадках, как Лектроиум, UniverTV, Универсариум.
Блоггинг. Блоггинг – это один из самых эффективных инструментов самообразования, доступных на сегодняшний день. Огромное количество профессионалов в самых разных областях ведут свои блоги. Их блоги – это «новости с передовой»: самая свежая и актуальная информация и опыт. Постоянный мониторинг блогов ведущих специалистов в вашем направлении – это отличная возможность всегда быть в тренде, всегда быть в теме тенденций и инноваций на вашем рынке. Причём полезно как чтение актуальных блогов, так и самостоятельное написание постов по профессиональным темам. Вести свой блог – это отличная возможность структурировать и систематизировать информацию по интересующей проблеме. А социализация блога позволяет получать обратную связь на свои идеи и даёт возможность рассмотреть их под совершенно разными углами.
На данный момент существует огромное количество платформ для блоггинга. Одна из самых удобных – это платформа Blogger от Google. Удобство этой платформы в том, что она позволяет как вести свой блог, так и формировать подписку на другие интересные блоги.
YouTube. YouTube – это ещё одна платформа от Google которую можно использовать в образовании. Большинству она известна в первую очередь как развлекательный ресурс. Однако на данном видеохостинге расположен огромный массив образовательного контента. Поэкспериментируйте, к примеру, с такими поисковыми запросами как «тренинг», «продажи», «лекции» и т.д., и вы обнаружите громадный объём материалов. Разумеется, качество этих материалов будет неоднородное и потребует определённой работы по отсеву «зёрен от плевел». Но, проделав эту работу, вы получите свой постоянно пополняемый информационный ресурс. А встроенные инструменты, позволяющие формировать плей-листы, оформлять подписки, и аналитические инструменты Google, подбирающие материалы с учётом ваших предпочтений, сделают этот ресурс по-настоящему полезным.
Социальные сети. Социализация едва ли не ключевой тренд в современном образовании. По сути, и все предыдущие инструменты в той или иной мере основаны на социализации с помощью средств интернета. Образование в наше время всё больше и больше основывается на принципах коннективизма и заключается в формировании своей собственной образовательной сети из специалистов со схожими интересами.
Социальные сети выступают идеальной площадкой для подобных целей. Причём не только позиционирующие себя как узкопрофессиональные, такие как LinkedIn и Профессионалы.ru, но и более известные, такие как Facebook, например. Во всех этих сетях существует возможность формировать сеть контактов из людей, носителей необходимых знаний. Существует возможность вступать в огромное количество самых разных профессиональных групп и сообществ. Существует возможность как получать, так и транслировать знания, подвергая их постоянному критическому анализу со стороны сообщества. Всё это даёт уникальный шанс анализировать личный практический опыт с помощью ведущих практиков и лидеров рынка.
Разумеется, приведённый перечень инструментов – это
лишь малая доля тех возможностей, которые сейчас существуют для
самообразования. Но даже все инструменты мира будут бесполезны без внутреннего
решения запустить процесс постоянного самообразования и сделать его образом
жизни. А главным фактором для принятия такого решения может стать прямая
наглядная связь между инвестициями в самообразование и успехами в работе. И
поверьте мне, с каждым годом, с каждым новым витком временной спирали эта связь
будет становиться только наглядней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий