Кнопки соцсетей

понедельник, 11 февраля 2013 г.

«Миссия: от абстрактного к конкретному»


миссия

Миссия должна работать!

«Конечно, должна» - резонно возразите вы, и так же резонно заметите, что такой банальный вывод не стоило выносить в заголовок. Но нет. 

Я ещё раз повторюсь: 

Миссия должна работать! 

То есть конкретно ваша миссия, миссия вашей организации, именно на неё и должна работать. Казалось бы – очевидный вывод. Но тот факт, что процентов восемьдесят наших компаний над этим совершенно не задумываются, заставляет делать подобный акцент. 


Подавляющую часть существующих миссий можно разделить на две большие группы.

Первые, это созданные для галочки. По принципу «ну, у всех же есть, пусть и у нас будет». Руководство такую миссию уже давно забыло, а из сотрудников её текст помнят разве что новенькие, и то только потому, что прочитали на корпоративном сайте перед собеседованием на всякий случай. Но можно не волноваться, и они её скоро забудут.

Вторая группа – это миссии-слоганы. Их, как правило, формулируют рекламные отделы или очень креативные руководители. Они узнаваемы и любимы работниками, что само по себе хорошо, но абсолютно не персонифицированы. Они не увязаны со стратегией и планами именно этой компании, а значит, никак не работают на их достижение.

А  миссия  может  и  должна  быть  эффективным  бизнес  инструментом. 
Миссия – это наш ответ миру, для чего, собственно говоря, мы ему нужны, что нового мы готовы принести во «вселенную» и чем мы готовы быть ей полезны. Миссия – это маяк! Маяк, на который мы будем ориентироваться в своём бизнес-плаванье.

Правда, у вас может возникнуть заслуженный вопрос, как такую высокопарную и эмоциональную вещь можно уместить в рамках простого «инструмента»?

Именно в этом и скрыта основная сложность работы с миссией. Она, безусловно, должна одухотворять и мотивировать, она должна быть некой батарейкой для всей компании в целом и для каждого её сотрудника в отдельности. Но маяк ведь не строиться просто так, по велению сердца. Выбирается правильное место, подходящий материал, моделируется конструкция и механизмы, и лишь затем маяк наполняется огнём. Так и с миссией. Она должна быть проработана и, что многим покажется ересью, в чём-то даже просчитана, и только потом «наполнена огнём». Потому как оцифровать, стандартизировать и упорядочить все процессы есть естественное стремление бизнеса.

Как же это сделать? Да очень просто!

Исходя из логики того, что миссия  – это определённый посыл миру, хорошо бы перед тем, как такой посыл формировать, определиться с тем, какое место в этом мире мы отводим своей организации и где мы видим себя сейчас и в перспективе. То есть сперва надо сформулировать свой «VISION». «VISION» – это идеальная картина желанного будущего компании, перспективный взгляд на направления развития деятельности компании, базовая концепция того, что компания пытается сделать и чего достичь. Видение должно отражать ценности установки и философию бизнеса. Оно должно давать ответ на вопрос: «Какой должна стать компания, чтобы быть в состоянии наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов? ».

Но это лишь начало пути. Дело в том, что видение, как и миссия, требует определённой работы над собой. Мы же уже договорились, что будем стараться в рамках бизнеса упорядочить все категории, с которыми работаем. Поэтому перед тем, как начинать из «VISION» выкручивать миссию, своё видение надо оценить и обработать. Делать это очень удобно с помощью такого инструмента, как система сбалансированных показателей или  Balanced Scorecard.

Balanced Scorecard – это механизм последовательного анализа стратегических факторов успеха, целей компании и контроль их достижения через ключевые показатели эффективности. Этот сравнительно новый подход разработан на основе выводов исследования, проведённого в начале 1990-х годов профессором  Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном. Основной принцип этой технологии, который во многом и стал причиной её высокой эффективности, – управлять можно только тем, что можно измерить. При этом сбалансированная система показателей переводит видение и общую стратегию компании в систему чётко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения данных установок в рамках четырёх основных проекций: финансов, клиентов, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста персонала. Именно через эти четыре проекции и необходимо пропустить «VISION».

Желательно начинать от клиента. То есть, сформулировать для себя, каким компания видит потребителя своих услуг. Поняв это, надо проанализировать, какие компетенции должны быть у персонала, чтобы с таким клиентом работать. Затем продумать, как для этого организовать бизнес-процессы. И как финальная и очень важная точка, посчитать по возможности,  каких инвестиций это потребует и каких дивидендов следует ожидать. 

После такой проработки видение обретёт окончательные очертания, обретёт конкретику, чёткую структуру и обоснованность. Видение ответит, где место компании в этом бизнес-мире и что компания готова ему дать.


И только теперь, получив и разработав всё выше перечисленное и опираясь на это, можно переходить на бонусный уровень. Можно переходить к формулировке миссии. Наполнять её энергией, проявлять креатив, обращаться лично к каждому своему клиенту и нести чистое, доброе, светлое в этот мир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий